Консультации

На канале БАБАШКИ много интересных консультаций,

здесь мы будем размещать некоторые из них.

***

Прошел вебинар Сергея Плахотникова и Сергея Реутского о развитиии способности к диалогу с препятствием у дошкольников. Делимся с вами ссылкой: https://youtu.be/z71PnpHv9_A

 

***

 

Пространственное моделирование у дошкольников: ресурс конфликтов в развитии социального опыта детей (1 час 57 мин)
Сергей Плахотников — https://www.youtube.com/watch?fbclid=IwAR3lG8cVFJqvvOY1ciKGh0hi6U33GSuDtAfejHGzBXV9fVrdoDmKoyH09-0&v=i5-SixH6baA&feature=youtu.be

***

Статья в журнале "Обруч" "Поход_за_впечатлениями"

 

***

Ссылка на прошедший вебинар Ресурсы неструктурированной среды "Бабашки":
https://youtu.be/u978B98oAeA 

***

16 СОВЕТОВ БЫВАЛЫХ

Что могут сделать воспитатели, чтобы пробудить интерес к игре в бабашки в своей группе?

1. Самое важное, что может сделать воспитатель, чтобы облегчить игру в блоки, - это проявлять большой интерес и уважение к материалу. Не может быть, чтобы вы просто пассивно оставляли кубики на полках, надеясь, что дети их обнаружат. С бабашками это не то же самое, что с водой или песком. Блоки - это то, что вы помогаете детям открыть для себя. 
2. Воспитателю необходимо создать атмосферу и культуру в группе, чтобы дети знали, что их идеи важны, и что взрослый поддержит их и направит на дальнейшее развитие идей, которые у них есть.
3. Одна из самых важных вещей, которую воспитатель может сделать для поддержки игры в бабашки, - это действительно доверять учебному опыту, который они предлагают. Как только воспитатель предлагает детям время, пространство и руководство, обучение действительно может произойти. И тогда воспитатель должен быть полностью вовлечен, полностью присутствовать, чтобы наблюдать за происходящим. Им нужно записывать свои наблюдения, анализировать их и, исходя из этого, создавать новые условия.
4. Чтобы поощрять игру в блоки, важно, чтобы воспитатель присутствовал и поддерживал мышление и идеи детей, когда они строят из бабашек. Это означает проявлять неподдельный интерес к детям, опускаться до их уровня и задавать им открытые вопросы или комментировать постройки.

Когда воспитатель должен включиться в игру с бабашками?
5. Одна из самых важных частей роли воспитателя - быть бдительным, внимательно следить за тем моментом, когда ребенок может извлечь пользу из какого-то взаимодействия со взрослым. Присутствие взрослого - это облегчающее присутствие. Это очень тихое активное присутствие. Иногда воспитатель может помочь ребенку продолжить свое исследование, ничего не говоря, просто стоя рядом с ребенком и, возможно, дотрагиваясь до его плеча. Может быть, просто ободряюще взглянув на ребенка, или, может быть, протянув ребенку кубик с полки.
6. Очень важно понимать, что, как взрослый человек, вы являетесь фоном. Вы - игрок второго плана. Дети находятся, так сказать, на главной сцене. Это искусство – быть спокойным и наблюдать, действовать осторожно и вдумчиво в зависимости от ситуации. Это просто быть хорошим наблюдателем. Вы интуитивно поймете, исходя из ваших знаний об этом ребенке и вашего опыта работы с бабашками, когда будет подходящее время вмешаться.
7. Всегда сложно понять, когда вам следует вмешаться как взрослому в детскую игру. Вы не хотите нарушать ход их мыслей, но вы также хотите поощрить следующий уровень или этап. Мы называем это строительными лесами. Небольшая помощь или подсказка воспитателя могут сподвигнуть ребенка создавать вещи, которые немного превышают его собственные возможности.
8. Идеальная сцена в нашем саду – это шум и суета детской деятельности, когда воспитатель смотрит со стороны, вмешивается, чтобы задать вопрос, перенаправить или что-то уточнить. Помогать детям с языком, который им нужен для ведения переговоров и сотрудничества, но не направлять игру или вмешиваться в проблему. Когда дети не согласны с чем-то, это человеческий инстинкт – вмешаться и помочь им решить проблему. Хорошие воспитатели интуитивно чувствуют момент, когда им следует вмешаться. Если вы вмешиваетесь и помогаете им решить проблему слишком рано, вы лишаете их возможности научиться делать это самостоятельно.

Как воспитатель должен реагировать на конфликт в центре бабашек?
9. Когда в центре возникает конфликт, одна из вещей, которую мы делаем, это шаг назад на несколько мгновений и пытаемся позволить детям самим решать проблему, поскольку это очень важный навык. Игра в бабашки - это своеобразная социальная активность, поэтому конфликты случаются часто. Часто дети приходят к своему собственному разумному решению. Это и есть процесс обучения.
10. Я думаю, что одна из самых больших проблем для воспитателя - это думать о том, когда вмешиваться, как вмешиваться и как поддерживать обучение. Я думаю, что есть несколько довольно четких рекомендаций. Если ребенок собирается разрушить конструкцию, я бы вмешался и сказал: “Мы не разрушаем конструкции”, “Это опасно” или “Это не твоя работа”. Если ребенок собирается бросить блок, я бы обязательно вмешался. С другой стороны, это действительно знание детей и знание того, на что они способны.
Если вы присутствуете в центре бабашек, вы наблюдаете, как все происходит, и это делает ваше взаимодействие или вмешательство более чувствительным и соответствующим ребенку и его потребностям. Вы не можете находиться в другом конце комнаты, предполагая, что игра будет функционировать без вашего присутствия. Дети часто нуждаются в поддержке саморегуляции. Им нужен ваш взрослый интерес.

Как можно настроить среду для поддержки игры с бабашками?
11. Окружающая среда — это вещь номер один. Вы должны настроить ее таким образом, чтобы она соответствовала возрасту ребенка, с которым вы работаете. Вам нужно посмотреть на это глазами ребенка и сказать: “Что могло бы меня втянуть? Что могло бы вызвать мой интерес?” Окружающая среда действительно занимает центральное место в учебной программе, некоторые люди говорят, что окружающая среда - это учебная программа.
Если у вас есть бабашки, вам нужно иметь достаточно места. Вы должны особо выделить его внутри группы. Вы должны убедиться, что создали пространство, в котором дети могут быть творцами, экспериментаторами и исследователями. Еще более идеально, если у вас есть место, где дети могут оставить постройку на ночь, потому что в их работе есть гордость за авторство и вклад, которые уважаются, что следует из вашего отношения к законченной постройке.
12. Я думаю, что расположение бабашек в группе имеет решающее значение для опыта, который получат дети. Чем больше пространства предоставляется детям для открытого взаимодействия с блоками, тем богаче будет опыт. Кроме того, больше детей смогут участвовать и взаимодействовать вместе. Количество времени, которое уделяется детям, также имеет решающее значение. Расписание занятий часто может быть очень напряженным, но чем дольше мы даем детям по-настоящему сосредоточиться и поработать с материалами, тем глубже будет их опыт.
13. Если вы собираетесь поощрять детей к интенсивной игре в бабашки, вы должны уметь выделить для этого достаточно времени. Пятнадцати минут будет недостаточно. Двадцати минут недостаточно. Очень важно, чтобы у вас было время, чтобы они могли творить.

Каковы эффективные стратегии для уборки?
15. В какой-то момент важно убрать блоки. Наличие надписей на полке для бабашек очень помогает. Используйте уборку как возможность обучения, а не просто рутинную работу. Например, “Я собираюсь начать с одинарных блоков. В следующий раз мы отправимся за двойными блоками”, может превратить весь процесс уборки скорее в игру, чем в задание.  Мы могли бы дать им блокнот и сказать: “Почему бы вам не нарисовать свою постройку, чтобы, завтра, вы знали, с чего начать”. Мы также используем смартфоны для съемки. Есть что-то действительно значимое для ребенка, когда вы фотографируете его работу. Они усердно работали над этим, так что, сделав этот снимок, можно сказать: “Это стоило того, чтобы его сохранить”.
16. Сбор блоков является неотъемлемой частью процесса строительства. В нашем саду мы называем это разрушением здания. Точно так же, как вы тщательно размещаете блоки для сборки, вы тщательно разбираете конструкцию и сортируете ее по различным формам. Это успокаивает детей. Это помогает им узнать больше об организации. Это уважение к их работе, и это структура, которой они должны следовать, которая помогает им понять, как заботиться о вещах.

Подборка самых полезных материалов канала БАБАШКИ

Лекции и прямые эфиры:
▫️ Работа с воспоминаниями у дошкольников (https://t.me/babashki/1737)
▫️ Один день в группе длиною в жизнь (https://t.me/babashki/1687)
▫️ Современная начальная школа: от крыльца до уличной территории (https://t.me/babashki/1659)
▫️ Запись открытого урока в столярной мастерской (https://t.me/babashki/1639)

Материалы для занятий:
▫️ Карточки для моделирования «Диваны» (https://t.me/babashki/1736)
▫️ Подборка игр на уличном комплексе (https://t.me/babashki/1555)

Методические заметки:
▫️ Развивающие ресурсы полифункциональной среды (https://t.me/babashki/1713)
▫️ Работа с детскими воспоминаниями во время продуктивной прогулки (https://t.me/babashki/1675)
(https://web.telegram.org/a/data-entity-type=%22MessageEntityUrl%22)▫️ Высказывания Льва Выготского о детстве (https://t.me/babashki/1557)

Видеозаметки:
▫️ Как дать ребёнку возможность почувствовать время? (https://t.me/babashki/1712)
▫️ Как вовлечь детей в моделирование (https://t.me/babashki/1693)
▫️ О роли цвета в моделировании (https://t.me/babashki/1689)
▫️ Почему кратность — важное свойство среды «Бабашки»? (https://t.me/babashki/1664)
▫️ Место столярного дела в жизни современного ребёнка (https://t.me/babashki/1636)
▫️ Как определить, что ребёнок обладает ручной умелостью (https://t.me/babashki/1623)
▫️ Как научить ребёнка строить самостоятельно, а не по схеме (https://t.me/babashki/1604)
▫️ Пять характеристик, которыми обладают детские постройки (https://t.me/babashki/1649)

(https://web.telegram.org/a/data-entity-type=%22MessageEntityUrl%22)Строим из бабашек:
▫️ Пожарный автомобиль (https://t.me/babashki/1695)
▫️ Корабль для животных (https://t.me/babashki/1665)
▫️ Удивительный парусник (https://t.me/babashki/1663)
▫️ Стоянку для машин (https://t.me/babashki/1652
▫️ Штрафстоянку (https://t.me/babashki/1640)
▫️ Парк аттракционов (https://t.me/babashki/1629)
▫️ Золотую Рыбку (https://t.me/babashki/1609)

Кейсы школ, которые работают с центром конструирования «Бабашки»:
Школа Letovo.Junior (https://t.me/babashki/1641)
Vnukovo International School (https://t.me/babashki/1745)